Некоторые аспекты категорирования объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта

Перечень работ, выполняемый при реализации требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ), установлен распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.11.2009 № 1653-р «Об утверждении перечня работ, связанных с обеспечением транспортной безопасности».

Нормативными документами последовательность выполнения упомянутых работ не определена. В то же время, в Федеральном законе Российской Федерации от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и в упомянутом выше распоряжении Правительства Российской Федерации от 05.11.2009 № 1653-р категорирование, как вид работ, упомянут после этапа проведения оценки уязвимости ОТИ.

Сложившаяся практика реализации требований по транспортной безопасности ОТИ предполагает следующую последовательность работ:

  1. определение категории ОТИ (Росморречфлот);
  2. проведение оценки уязвимости ОТИ (специализированная организация);
  3. разработка плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ (субъект транспортной инфраструктуры - СТИ);
  4. реализация плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ (СТИ с привлечением производственных компаний соответствующего профиля деятельности).

Категория ОТИ определяется Росморречфлотом на основании представляемой СТИ информации, в которую входят данные:

  • количество совершенных и/или предотвращенных АНВ на территории Российской Федерации, в т. ч. в отношении категорируемых объектов транспортной инфраструктуры;
  • количественные показатели о возможных погибших или получивших вред здоровью людей;
  • количественные показатели о возможном материальном ущербе и ущербе окружающей природной среде, ОТИ.

По первому параметру СТИ может предоставить только информацию, касающуюся находящегося в его ведении ОТИ (статистикой АНВ, совершенных на территории Российской Федерации, СТИ не владеет – это информация соответствующих Федеральных органов исполнительной власти).

Подготовить данные по второму и третьему критерию для СТИ достаточно затруднительно, поскольку эти данные должны быть рассчитаны по определенным методикам, которыми специалисты СТИ не владеют, что может привести к представлению в Росморречфлот некорректных данных. А это, соответственно, может привести к установлению несоответствующей действительности категории, что определяется уже в ходе проведения оценки уязвимости (значения расчетов по потерям не соответствуют установленной категории ОТИ), и, следовательно, к повторному категорированию ОТИ. В свою очередь, возникает необходимость внесения изменений в отчет об оценке уязвимости (в разделы, касающиеся определения соответствия системы обеспечения транспортной безопасности ОТИ требованиям нормативных документов и ее эффективности) и нарушаются сроки выполнения работ.

Для СТИ это приводит к дополнительным финансовым расходам и нарушению сроков проведения оценки уязвимости, а также к мерам со стороны контролирующих органов (Ространснадзора, органов транспортной прокуратуры).

Опыт взаимодействия с разными СТИ свидетельствует, что при подготовке данных, представляемых для категорирования в Росморречфлот, необходимо поэтапно выполнить следующие работы:

  • проведение анализа ряда особенностей, присущих как району расположения ОТИ (социально-политическая, криминогенная обстановка, совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия и взрывчатых веществ, наличие потенциально опасных объектов, на которых осуществляется хранение и переработка сильнодействующих и ядовитых взрывчатых веществ и т.д.), так и самому ОТИ (особенности технологических процессов, номенклатура обрабатываемого груза);
  • определение наиболее опасных видов АНВ и вероятности их успешной реализации на конкретном ОТИ, а также наиболее вероятные условия подготовки и совершения АНВ;
  • проведение расчет возможных экономических (финансовых) и социальных (людских – безвозвратных и санитарных) потерь.

Необходимые данные для проведения расчетов, как правило, включают:

  • генеральный план или схема ОТИ;
  • краткая характеристика элементов ОТИ (зданий и сооружений) – для определения прочностных характеристик при совершении АНВ с применением ВВ;
  • количество персонала, находящегося на элементах ОТИ.

Как показывает опыт, такое решение вопроса представления исходных данных для категорирования вполне себя оправдывает и позволяет в дальнейшем определить рекомендации по приведению системы обеспечения транспортной безопасности ОТИ в соответствие с нормативными документами и разработать в плане обеспечения транспортной безопасности оптимальные меры по противодействию наиболее опасным видам АНВ.


Автор будет признателен всем заинтересованным лицам, приславшим свои замечания и предложения по адресу электронной почты Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.